ПУТЕШЕСТВИЕ В РУССКИЙ ЕГИПЕТ

ПУТЕШЕСТВИЕ В РУССКИЙ ЕГИПЕТ

«Любознайка», «Юный эрудит» и другие исторические кружки при центрах помощи семье и детям в ЮВАО и ЦАО пользуются заслуженной популярностью среди ребят. Подчас и взрослые не знают столько интересного о достопримечательностях родного города, сколько юные любители истории приносят с экскурсий.

«Русский Египет». Так ценители искусств называют Москву – здесь одна из самых больших в мире коллекций египетских древностей, собранная В.С. Голенищевым. В 1909 году российское государство выкупило её для открывающегося в 1912 году Московского музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Для уникальных артефактов «страны фараонов» был создан специальный Египетский зал, воспроизводящий характерные черты храмового зодчества Древнего Египта II тысячелетия до н.э. То есть, посетителей ждала не просто музейная экспозиция, а храм-музей. С 1935 года, тема «русского Египта» в Москве расширилась открытием станции метро Кропоткинская (ближайшая к музею изобразительных искусств).

Таинственный полумрак станции, льющийся откуда-то сверху скрытый свет, лес мраморных колонн по сторонам зала, дают ощущение протяжённости пространства, оптически вовлекая взгляд всё дальше, вглубь. Движение по залу настраивает на встречу со священным, и не случайно. Архитектор станции А.Н. Душкин говорил, что архитектурный образ станции метро «Дворец Советов» (позже, «Кропоткинская»), заимствован им из храмовой архитектуры Древнего Египта. Прообразом станции можно считать часть храмового комплекса, называемую – гипостильный зал (располагается перед святилищем). По первоначальному замыслу, гости, прибывающие во Дворец Советов на метро, пройдя по залу станции, сразу из метро по подземному переходу, должны были попадать во Дворец («святилище» советского проекта). Архитектуру станции отличает: величина, монументальность, стремление к прочности, приём ритмических повторений, статичность и симметрия – черты, характерные для древнеегипетской храмовой архитектуры эпохи Нового царства. Но, если о Дворце мы можем судить лишь по эскизам к проекту, то станция, во всём её великолепии, доступна для обозрения.

Важно отметить и то, что отличает творение Душкина от архитектуры Древнего Египта – можно назвать это «внутренним светом». Как и в храмах Египта, светильники на станции метро «Кропоткинская» расположены вверху. Но если в древнеегипетской традиции источник света – это масляная плошка, укреплённая на верху колонны, то в проекте Душкина – это скрытое софитное освещение зеркальными лампами, дающее подсветку капители в форме цветочного бутона. Это создаёт впечатление, что колонна светится изнутри, как бы своим собственным светом. Поистине, «Кропоткинская» – наилучшее место для начала экскурсии по теме «Русский Египет».

Кружковцы из Печатников и других районов столицы побывали на экскурсиях, посвященных истории Храма Христа Спасителя, заповеднику «Коломенское», древнему Николо-Перервинскому монастырю, наследию митрополита Платона (Левшина). В планах юных историков посетить «самые греческие» места столицы (при содействии Культурного центра Греции в Москве ), познакомиться с «готическими мотивами» в московской архитектуре и другое.
Текст, фото – Сергей Коршунов

На фото: экскурсия на станция метро «Кропоткинская», Египетский зал в Пушкинском музее, в парке Храма Христа Спасителя – ребята отвечают на вопросы по истории. У экскурсовода Елены Петровой все занятия интерактивны, каждый из юных историков стремится блеснуть знаниями, а фрукты и сладости – вознаграждение за точные и полные ответы.